НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях, подготовленные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»
"Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях" от 18.12.2015 г.
«Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций» от 26.12.2017 г.
Дополнительная информация размещена на официальном сайте ФГБУ http://fedim.ru/ , а также на информационных сайтах http://sprc.ru/ и http://школьные-службы-примирения.рф/
Положение о школьной службе медиации (примирения) (копия.pdf) (электронный документ.pdf)
Приказ от 01.09.2023 г. № 132/58-ОД "Об организации школьной службы медиации (примирения)" (копия.pdf)
План работы школьной службы медиации (примирения) МБУ "Школа № 45" на 2023-2024 учебный год (копия pdf)
Зачем нужна Школьная Служба Примирения (ШСП)?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем. Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем. Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода является формирование безопасной среды. Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми. Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает. От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной. Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему. Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе медиации.
ШСП - родителям!
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
ШСП - детям!
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
ШСП - это!
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).
Если Вы решили обратиться в ШСП
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к Батировой Виктории Анатольевне (каб. №3)
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольнго согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы: каковы последствия ситуации для обеих сторон; каким образом разрешить ситуацию; как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социальнно - психологической реабилитации сторон.
Правила поведения на встрече по примирению
1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.